О себе

Методическая копилка

Классное руководство

Повышение квалификации

Достижения

Фотогалерея

Образование делает свободным


Не знать истории - значит всегда быть ребенком. Цицерон



Урок по теме:
"Византийская империя - наследница Рима"

Цели урока: - дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации;
- развивать умение работать с исторической картой, исторический
словарный запас учащихся;
- воспитывать самостоятельность, интерес к изучаемому предмету.

Тип урока: комбинированный
Оформление и оборудование урока:
Эпиграф урока: "… Империя оставалась империей: блеск и богатство, развитая экономика и государственность, немалое влияние на соседей - все это было присуще Византии вплоть до ее падения".
Таблицы с основными понятиями: ромеи, узурпация, василевс.
Карта: "Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI - XI в.в."
Разноуровневые карточки для проверки домашнего задания.

Этапы урока:
Первый этап - мотивационно-ориентировочный: разъяснение целей учебной деятельности учащихся на уроке.
Второй этап - подготовительный: актуализация знаний.
Третий этап - основной: объяснение нового материала и закрепление полученных знаний.
Четвертый этап - постановка домашнего задания.
Пятый этап - подведение итогов урока и выставление оценок.

Ход урока
ПЕРВЫЙ ЭТАП
Мотивационная заставка - чтение эпиграфа. О каком государстве пойдёт речь сегодня на уроке? Объявление темы урока и критерии оценок, которые ребята могут получить во время работы на уроке.
ВТОРОЙ ЭТАП
Ребята, а с историей какой империи мы с вами познакомились на
прошлых уроках?(римской, Карла Великого). Давайте проверим свои знания.

У учащихся на парте разноуровневые карточки для проверки домашнего задания по теме: "Империя Карла Великого". На выполнение этого задания я даю вам 5 мин. Ученик сам выбирает на каком уровне сложности он будет работать. После выполнения задания осуществляется самопроверка и выставляется оценка.
Проверка и выставление оценок - 4 мин.

П е р в ы й у р о в е н ь:
Армия Карла Великого совершила более 50 походов в соседние страны.
Впишите в три пустые клеточки три главных направления походов.

По Верденскому договору империя Карла Великого была разделена на три части.
Впишите в три пустые клеточки, как назывались появившиеся королевства.

Из королевств, на которые распалась империя Карла Великого, затем образовались страны. Какие? Обдумайте свой ответ и впишите в три пустые клеточки

В т о р о й у р о в е н ь:
Подчеркните правильный ответ
Карл Великий стал императором в:
- 790 г.
- 800 г.
- 814 г.
Империя Карла Великого была разделена в:
- 814 г.
- 860 г.
- 843 г.
Династия Каролингов правила:
- с 740 по 920 гг.
- с 751 по 987 гг.
- с 800 по 880 гг.
Войны Карла Великого с саксами длились:
- 10 лет;
- 20 лет;
- более 30 лет.
"Жизнь Карла Великого" написал:
- Алкуин;
- Эйнгард;
- Храбан Мавр.
Королевские указы франкских королей назывались:
- картулярии;
- капитулярии;
- анналы.
Империя Карла Великого распалась:
- при его жизни;
- при сыне Карла Великого Людовике Благочестивом;
- при его внуках.
Любимый город Карла Великого:
- Париж;
- Рим;
- Ахен.
Карл Великий писал:
- на латинском языке;
- на греческом языке;
- не умел писать вообще.
Династию французских Каролингов сменила:
- династия Капетингов;
- династия Валуа;
- династия Бурбонов.

Т р е т и й у р о в е н ь:
Вместо точек впишите правильный ответ.
Время правления Карла Великого называют …
Карл поставил перед собой две задачи: возродить … и возродить …
Записи самых важных событий по годам в период правления Карла Великого назывались ...
Династия Каролингов названа по имени …
В … году была разделена империя Карла Великого.
Самого известного деятеля "Каролингского возрождения" звали …
…. был биографом Карла Великого.
Выходцев из Скандинавии, совершавших разбойные набеги на Франкское государство, называли …
Ученый кружок образованных людей назывался …
Династия Каролингов во Франции просуществовала до … года.

Прошу передать ваши работы.

ТРЕТИЙ ЭТАП.
Переходим к изучению нового материала.
Карта
На перекрестке Запада и Востока. Когда в 395 году император Феодосий разделил империю между сыновьями Аркадием и Гонорием, он не мог знать, сколь разная судьба им уготована: быстрая и бесславная гибель западной части и тысячелетняя жизнь восточной. Но уже Феодосию было очевидно, что восточная половина богаче западной, не случайно старший сын получил именно ее. Даже после раздела империи каждая из двух ее частей оставалась огромной и густонаселенной.

Обратите внимание на карту "Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI - XI в.в.". В состав Восточно-Римской империи входили Балканский полуостров, Малая Азия, земли Кавказа, Сирия, Палестина, Египет (идет работа с картой).
Вы можете работать с атласом
Ее населяло множество народов: сирийцы, армяне, евреи. Больше всего было греков, и со временем греческий сменил латынь в качестве государственного языка империи. Не случайно в Западной Европе, а позже и на Руси всех жителей империи называли греками. Но сами себя они называли по-гречески ромеями - римлянами и в своем государстве видели прямое продолжение Римской империи.

Когда Западная Римская империя погибла, Восточная осталась единственной. Попытки западноевропейских правителей возродить империю на Западе неизбежно считались в Ромейской державе узурпацией.
(лат. usurpatio - противозаконный захват власти или присвоение себе чужих прав на что-либо) - запись в тетрадь.

Гораздо позже, когда империя уже перестала существовать, ее стали называть Византией (по названию древнегреческого города Византия). Датой возникновения Византии условно считается 395 год, когда разошлись пути Восточной и Западной Римской империи. А завершился ее долгий исторический путь в 1453 году, когда она была завоевана Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI - XI в.в. турками-османами.

В отличие от Западной Римской империи, Византии в эпоху Великого переселения народов удалось неплохо защитить свои границы. Она устояла, сохранила развитую экономику, традиции римской государственности и греческой культуры. Ее торговые пути были по-прежнему безопасны, а деньги - полновесны и надежны. Византия оставалась страной многолюдных и процветающих городов, среди которых выделялся своим значением столичный Константинополь (показываю на карте).
Вспомните, кто основал Константинополь? (Константин Великий в 330 году).

Во главе Византийской державы стоял василевс (так по-гречески именовался император) - запись в тетрадь. Считалось, что василевс стоит намного выше всех других смертных, что он Божий избранник, милостью Господней получивший верховную власть над всем христианским миром. Власть василевса была не только светской, он считался и покровителем церкви.

Двор императора поражал иноземцев своей утонченной роскошью. На время парадных приемов василевс облачался в великолепные одежды, расшитые золотом. Только император мог использовать в своем одеянии пурпурный (т.е. темно - или ярко-красный) цвет.

Как и в Древнем Риме, титул императора в Византии не был в полной мере наследственным. Если сын все же наследовал отцу, а племянник - дяде, то чаще всего потому, что старший родственник еще при жизни делал младшего соправителем. Поэтому в Византии не сразу и не в полной мере сложились династии правителей. Священным считался титул, положение же самого императора могло оказаться крайне неустойчивым. Часто императоров свергали, причем на вершине власти мог оказаться - выходец из любой общественной группы. На трон поднимались бывшие солдаты и конюхи.

Своего наибольшего могущества Византия достигла в VI веке в правление Юстиниана (527 - 565 г.г.) - запись в тетрадь. Это был незаурядный политик и изворотливый дипломат. Обратите внимание на рисунок с изображением Юстиниана на странице 56. Давайте узнаем, почему при нём Византия достигла наибольшего могущества.

З А Р Я Д К А.
Работа с текстом учебника:
предлагаю заполнить таблицу "Византия в эпоху Юстиниана", разделившись на группы :
1 ряд заполняет 1 колонку в таблице и работает с учебником на стр. 55-56 (2 п.);
1-Я КОЛОНКА.
ПОЛНОМОЧИЯ ИМПЕРАТОРА.
Глава правительства,
высший судья,
главнокомандующий
2 ряд - 2 колонку, стр. 56057(3п.);
2-Я КОЛОНКА
РАСШИРЕНИЕ ГРАНИЦ
Захват Италии,
Южной Испании,
Северной Африки,
фактически удвоение территории
3 ряд - 3 колонку, стр. 57-58(4п.)
3-Я КОЛОНКА
ЗАКОНЫ
Кодификация законов
Римской империи,
создание Свода
гражданского права

Слушаем группы и заполняем таблицу
Итак, вернёмся к вопросу: почему при Юстиниане Византия достигла наибольшего могущества.

Закрепление изученного материала.
Одному ученику даётся работа с новыми словами, прозвучавшими сегодня ромеи, узурпация, василевс.

Вопросы и задания:
В чем было важное отличие общественного строя Византии от других стран Европы?
В какой области, по вашему мнению, Юстиниану удалось добиться больших успехов?
Какое из достижений эпохи правления Юстиниана вы считаете главным?
Словарная работа с основными понятиями темы: ромеи, узурпация, василевс, Константинополь, Византия, династия, Юстиниан.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП
Постановка домашнего задания:
Составить рассказ "Путешествие по Константинополю VII века" с использованием основных понятий темы, маршрут путешествия изобразить на контурной карте.

ПЯТЫЙ ЭТАП
Подведение итогов урока, выставление оценок.

     
Сайт гимназии № 2 гор. Белгорода: гимназия

E-mail: evvabel@yandex.ru



Белгород
Besucherzahler meet beautiful russian brides
счетчик посещений
free clock for website информер часов на сайт