О себе

Методическая копилка

Классное руководство

Повышение квалификации

Достижения

Фотогалерея

Образование делает свободным


Не знать истории - значит всегда быть ребенком. Цицерон





Проверочная работа. 11кл. 1 глава.
(профиль)


1.Положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей, - это:
1) социальный престиж
2) социальная роль
3) социальный статус
4) социальная стратификация

2. Социальный статус - это
1) поведение, ожидаемое от индивида
2) положение человека в обществе
3) форма поощрения индивидов
4) форма осуществления социальных функций

3. Что из перечисленного относится к предписанному статусу?
1) раса
2) уровень образования
3) уровень доходов
4) род занятий

4. Какой статус личности характеризуется национальной принадлежностью, социальным происхождением?
1) правовой статус личности
2) политический статус личности
3) предписанный социальный статус личности
4) достижимый социальный статус личности

5. Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом: к каждой позиции первой колонки подберите соответствующую позицию из второй колонки таблицы.

1 2
Критерии статуса Виды статуса
А) Национальность 1. Достигаемый
Б) Профессия 2. Предписанный
В) Пол .
Г) Образование .
Д) Социальное происхождение .

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А Б В Г Д
. . . . .

6. Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции первой колонки подберите соответствующую позицию из второй колонки.

1 2
Отдельные социальные
статусы личности
Виды статуса
А) Маргинал 1. Приобретенный
Б) Белорус 2. Предписанный
В) Председатель прафкома .
Г) Женщина .
Д) 25-ти летний человек .
Е) Мать .

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А Б В Г Д Е
. . . . . .

7. Найдите в приведенном ниже списке признаки социального статуса и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) профессия
2) пол
3) цвет глаз
4) следование требованиям моды
5) уважение к родителям
6) семейное положение
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

8. Выберите из перечня пример восходящей вертикальной социальной мобильности.
1) актер перешел из одного провинциального театра в другой
2) футбольный тренер перешел из одной команды высшего дивизиона в другую
3) помощник режиссера получил приглашение занять должность главного режиссера-постановщика
4) офицер был разжалован в рядовые

9. Что является примером горизонтальной социальной мобильности?
1) повышение по служебной лестнице
2) разжалование офицера в солдаты
3) получение второй рабочей специальности
4) понижение в должности

10. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
A) Получение образования является средством социальной мобильности.
B) Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

11. Отклоняющееся поведение всегда нарушает
1) правовые нормы
2) моральные нормы
3) социальные нормы
4) обычаи и традиции

12. Что из перечисленного можно считать проявлением отклоняющегося поведения?
1) следование моде
2) конформизм
3) преступление
4) коллекционирование марок

13.Самоконтроль - это
1) реализация личностью своих внутренних возможностей и способностей
2) осознание и оценка человеком своих собственных действий
3) приобретение знаний путем самостоятельных занятий
4) сознательная деятельность человека по совершенствованию самого себя

14. В семье М. пятилетний ребенок. Бабушка готовит ребенка к школе. Какую функцию семьи иллюстрирует данный пример?
1) воспитательную
2) репродуктивную
3) хозяйственную
4) досуговую

15. Принадлежность к семье Р. предоставляет ее членам возможность сделать хорошую карьеру. Какая функция семьи иллюстрируется данным примером?
1) экономическая
2) досуговая
3) эмоционально-психологическая
4) социально-статусная

16. Взрослый сын оказывает материальную поддержку своим родителям. Какая из функций семьи проявляется в этой ситуации?
1) экономическая
2) репродуктивная
3) социально-психологическая
4) социально-статусная

17. Выберите правильное утверждение:
1) в истории общества существовали разные виды семьи
2) семейные отношения нормами права не регулируются
3) современная семья включает всех родственников
4) семейные отношения нормами морали не регулируются

18. Что характеризует традиционную (патриархальную) семью?
1) главенствующее положение отца семейства
2) возрастание роли женщины в семье
3) взаимное уважение между супругами
4) активное участие женщин в общественном производстве

19.Одной из причин напряженности в межнациональных отношениях является
1) нарушение прав человека
2) уважение к национальным обычаям
3) пресечение противоправной деятельности криминальных группировок
4) поддержка национальной культуры

20. Тенденция к межнациональной интеграции ведет к
1) сепаратизму
2) усилению национальных особенностей
3) сближению народов
4) национальной изоляции

21. По какому признаку выделены социальные группы: род, племя, народность?
1) демографическому
2) этническому
3) территориальному
4) классовому

22. Цивилизованный подход к решению национальных проблем предусматривает
1) отказ от национального насилия во всех его формах
2) оказание военной помощи сепаратистам
3) курс на ослабление многонациональных государств
4) поддержку всех форм борьбы народов за самоопределение

23. Верны ли следующие суждения?
Межнациональное сотрудничество способствует
А. развитию национальной культуры.
Б. преодолению национальной ограниченности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

На эти суждения вам надо дать ответ "Да" или "Нет"


1. Стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества.
2. В узком смысле девиант - любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы.
3. Взаимодействие - процесс обмена действиями между двумя или более индивидами.
4. Семья - институт, регулирующий отношения только супругов, а брак - институт, регулирующий еще и отношения между родителями и детьми.
5. Смена одного статуса на другой означает переход человека из одной социальной группы в другую.
6. Причинами горизонтальной мобильности служат: социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межгосударственные войны, гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, замена старой конституции новой и др.
7. Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
8. Санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.
9. Поступок - это действия, которые вы совершаете добровольно.
10. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной группы в другую

Социальная мобильность

Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.
Социальная мобильность - это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин "социальная мобильность" был веден в социологию П.Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном - движение вверх и вниз, горизонтальном - передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным "социальным лифтом", обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.
Маргинальность - понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некой социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал - это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону .

С-1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А.Сорокину) основные направления социальной мобильности?
С-2. При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным "социальным лифтом"? Объясните любое из этих условий.
С-3. Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.
С-4. В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три положительных проявления маргинальности.

     
Сайт гимназии № 2 гор. Белгорода: гимназия

E-mail: evvabel@yandex.ru



Белгород
Besucherzahler meet beautiful russian brides
счетчик посещений
free clock for website информер часов на сайт