Тема: "Горечь и слава Севастополя".

Цели:
Образовательная: - обеспечить знание учащимися стратегическое положение Севастополя; хро-нологии событий обороны Севастополя; сформировать у учащихся представление о нелёгком по-ложении участников обороны; обеспечить понимание учащимися понятий: интервенция, туры, бруствер, патриотизм, милосердие, баталист;
- подвести учащихся к выводу о значении Севастопольской обороны в Крымской войне.
Воспитательная: - сформировать личностное отношение учащихся к суждениям урока; отноше-ние к отечеству, городу.
Развивающая: - продолжить развитие умения работать с картой, объяснять свою точку зрения, проводить поиск необходимой информации, излагать свои мысли, объяснять значение терминов, высказывать и аргументировать своё отношение к событиям, изучаемым на уроке.
Тип урока - комбинированный, с элементами заочной экскурсии.

Средства обучения

  1. Карта-схема Севастопольской бухты.
  2. Таблица"Запомни"
  3. Набор открыток "Памятники Севастополя"
  4. Карта "России XIX в"
  5. Выставка литературы по теме;
  6. Раскладушка "Диорамы Оборона Севастополя".

Творческие знания и умения учащихся

 

Формы, приёмы, средства

Содержание

Фронтально, письменно

Исторический диктант

Парная работа

Самостоятельная проверка

Индивидуально у доски

Выстроить логическую цепочку

Фронтально, устно

Какова на Ваш взгляд позиция по международной обстановке

накануне войны?

Попробуйте определить место нашей темы урока в курсе новой

истории.

Вывод: Внешняя политика России в Восточном вопросе на данный момент времени привела к вооружённому столкновению итогом которого стола героическая оборона Севастополя.

Подготовка к изучению нового материала.
1. Сообщение темы.
2. Формулировка задания к уроку.
На доске.
Тема: "Горечь и слава Севастополя".
Карта: "Россия в XIX веке "
Таблица: "Запомни"
Раскладушка с набором открыток
Карта - схема: "Севастопольская бухта"
Задание: Почему героическая оборона Севастополя осталась в народной памяти как подвиг величественной красоты и огромной моральной силы?

Эпиграф: "Народ, твёрдый и решительный, Стал гранитной стеной".
Лев Толстой

Исторический диктант:
 

Крестьянская война

Добровольное объединение в помощь регулярным войскам

Сражение при Альме

Январь 1854 год

Интервенция

Март 1854 года

Синопский бой

Насильственное вмешательство одного государства во внутренние дела другого

Ополчение

Сентябрь 1854 года

Вступление в войну Англии и Франции

Ноябрь 1853 года

Когда в Крымской войне Англия

объявила войну России?

Военные действия, в которых сталкивается царская армия и крестьянская армия.

 

Изучение нового материала

 

Приёмы, средства

Основные вопросы темы

Познавательные задания для учащихся

1

2

3

Индивидуальное задание

Интервью исторического лица

Задание № 1

 

Анализ стихотворения

"Солдатская песня о

Севастопольской обороне"

Задание № 2

Работа с картой. Запись на доске.

Начало обороны, которая продолжалась 34 9 дней:

с 13 сентября 1854 г.

по 28 августа 1856 г.

Запись в тетрадь

Работа с картой - схемой.

Укрепления Севастопольской бухты

Работа с контурными картами.

Повествование

Строительство укрепление на Малаховом кургане. Действия союзников.

Как, на ваш взгляд, такие

укрепления повлияли на

оборону Севастополя.

 

Люди, командовавшие

обороной

Сообщение о Нахимове

Разборно - обобщающая беседа

Строительство укреплений,

Э.И. Тотлебен

Разбор задания № 1

Повествование, чтение

отрывка из книги Л. Толстого.

Лев Толстой о зимнем периоде обороны.

В каком произведении он

описывает этот период?

 

Представление стендов с литературой по теме урока

 

Повествование, чтение слов Ключевского

Сражение на Малаховом

кургане

Оцените обстановку на момент сражения

Повествование

Экскурсия по панораме

"Севастопольская

оборона"

 

Разборно - обобщающая беседа

Анализ стихотворения

Задание № 2

Работа с учебником (стр. 87) .

Смерть Николая I

Комментированное чтение

Разборно -обобщающая беседа

 

Какую роль сыграл Николай I в Севастопольской обороне?

Повествование

Последний штурм и конец

обороны. Парижский мирный договор 1856 год

Запись в тетрадь

Разборно - обобщающая беседа

Задание к уроку

Разбор задания

 

Закрепление:

Тестирование.
1. Крымская война.
а) 1851-1853 гг.
б) 1853-1856 гг.
в) 1857-1860 гг.

2. Какое художественное произведение написал JI. Толстой о обороне Севастополя?
а) "Севастополь в декабре месяце".
б) "Война и мир"
в) "Севастопольские рассказы"

3. Сколько всего было штурмов Севастополя союзническими войсками?
а) три
б) два
в) один

4. Кто стал приемником императора Николая I?
а) Николай II
б) Александр I
в) Александр II

Домашнее задание: § 10. Определите причины, по которым Россия проиграла Крымскую войну.
Аналитическая работа.