Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Программы "Экономика" для 10,11 классов (базовый уровень) - автор И.В.Липсиц и предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 10-11 классов общеобразовательных школ или учеников 8-9 классов школ, лицеев и гимназий с углубленным изучением экономики (предпрофильная подготовка).
Ее основой являются, с одной стороны, опыт экономического образования в странах Европы, а с другой - практика преподавания экономики в школах более чем 90 городов России. С такой практикой автору программы удалось познакомиться благодаря тому, что учителя, которые ведут это преподавание на основе ранее изданных учебников "Удивительные приключения в стране Экономика" и "Экономика без тайн", прислали в его адрес многочисленные письма с описанием своей работы, а также созданные ими самими методические пособия к этим учебникам. Это, равно как и многочисленные беседы с преподавателями на семинарах, проведенных автором во многих городах страны, позволило составить реальное представление о том уровне, на котором сегодня необходимо и возможно преподавать экономику в школах России.
Именно это стремление найти оптимальное сочетание зарубежных стандартов школьного экономического образования и нужд и возможностей российских школ определило структуру и объем настоящей программы.
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы по экономике для среднего (полного) общего образования соответствующая федеральному компоненту государственного стандарта. среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по экономике плану для 10-11 классов предусматривает обучение экономики в объёме одного часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.

Изучение экономики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
1. освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
2. овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информация;
3. развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
4. воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
5. формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

Опыт познавательной и практической деятельности:

- работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление экономической информации, экономический анализ общественных явлений и событий;
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен: знать/понимать:
- функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;
уметь
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получения и оценки экономической информации;
- составления семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Результаты обучения:

Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно - правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.
Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический рост, глобализацию мировой экономики.
Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получение и оценка экономической информации;
- составление семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Содержание программы:

Тема 1. Главные вопросы экономики

Экономика как система хозяйственной жизни общества. Даровые (свободные) и экономические (ограниченные) блага. Специализация как способ увеличения производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда. Причины возникновения торговли и ее экономическое значение. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью.
Понятие об абсолютной и относительной ограниченности ресурсов. Основные виды ограниченных ресурсов производства. Причины, по которым невозможно преодоление относительной ограниченности произ-водственных ресурсов. Неизбежность выбора при использовании ограниченных ресурсов и его цена. Собственность: причина появления и основные виды. Доходы и их источники. Главные вопросы экономической жизни общества.

Тема 2. Типы экономических систем

Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система и частная собственность как ее основа. Конкуренция и ее экономическая роль. Значение механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей.
Командная система: ее особенности, возможности и слабости. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.

Тема 3. Силы, которые управляют рынком

Понятие о спросе и его величине. Факторы формирования величины спроса.
Эластичность спроса и ее значение для продавцов. Понятие о предложении. Факторы формирования величины предложения.
Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов. Эластичность предложения и ее влияние на рыночную ситуацию.

Тема 4. Как работает рынок

Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание и равновесие. Понятие о равновесном количестве товаров и равновесной цене. Механизмы формирования рыночного равновесия. Механизм цен.
Что такое розничная и оптовая торговля. Экономические причины возникновения оптовой торговли и приносимая ею обществу выгода.

Тема 5. Мир денег

Причины, по которым люди стали пользоваться деньгами. Виды денег. Символические деньги. История возникновения бумажных денег. Наличные и безналичные денежные средства. Понятие об эмиссии денег. Современная структура денежной массы.
Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров.
Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Активы и их ликвидность. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.

Тема 6. Банковская система

Причины возникновения банков. Основные виды услуг, оказываемых банками. Структура цены банковского кредита. Причины экономической рациональности деятельности банков. Основные виды банков.
Принципы кредитования. Виды банковских депозитов. Закономерности формирования процента за кредит. Кредитоспособность заемщика. Залог как способ обеспечения возвратности кредита.
Функции Центрального банка страны. Кто в стране выпускает деньги.

Тема 7. Человек на рынке труда

Продавцы и покупатели на рынке труда. Что такое рабочая сила. Особенности труда как товара. Факторы, формирующие спрос на труд. Понятие о производном характере спроса на рынке труда. Заработная плата.
Связь уровня оплаты труда с его производительностью и ценами изготавливаемой продукции. Факторы, формирующие предложение на рынке труда. Ставка заработной платы как равновесная цена труда.

Тема 8. Социальные проблемы рынка труда

Причины и формы конфликтов между продавцами и покупателями на рынке труда. Почему возникают профсоюзы и какую роль они играют в экономике.
Прожиточный минимум как объективная нижняя граница оплаты труда. Структура системы заработной платы. Виды заработной платы. Трудовая пенсия как способ стимулирования роста производительности труда.

Тема 9. Экономические проблемы безработицы

Рабочая сила страны и ее структура. Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения. Неполная занятость в России. Способы сокращения безработицы.
Полная занятость и ее границы. Понятие о естественной норме безработицы. Способы сокращения безработицы. Возможности и трудности их использования в условиях России.

Тема 10. Что такое фирма и как она действует на рынке

Причины возникновения фирм. Предпринимательский талант как источник доходов. Экономические задачи фирмы. Типы фирм по российскому законодательству.
Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и предельные затраты.
Классификация рынков по типу конкуренции. Влияние степени монополизации рынка на положение продавцов и покупателей. Роль государства в ограничении монополизации рынков.
Предприниматель и создание успешного бизнеса. Кто такой предприниматель и чем он отличается от менеджера. Почему не все новые фирмы оказываются успешными. Условия бизнес-успеха. Экономическое значение менеджмента и маркетинга. Как фирма управляет своими денежными средствами. Зачем предпринимателю бизнес-план.

Тема 11. Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия

Источники доходов семей в странах с различными типами экономических систем. Изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране. Закон Энгеля. Структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития страны. Понятие о номинальных и реальных доходах семей. Влияние инфляции на уровень жизни семей. Роль семейных сбережений для обеспечения экономического развития страны. Страхование.
Неравенство доходов и неравенство богатства. Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Механизм регулирования дифференциации доходов в экономике смешанного типа. Экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп общества.

Тема 12. Экономические задачи государства

Роль государства как защитника экономических свобод. Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни страны. Понятие о слабостях (провалах) рынка. Внешние эффекты экономических процессов. Экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка. Понятие об общественных благах.
Макроэкономические процессы в экономике страны. Понятие о товарах конечного и промежуточного потребления. Что такое валовой внутренний продукт и какое значение его величина имеет для граждан страны. От чего зависят темпы роста ВВП России. Что такое макроэкономическое равновесие и почему оно важно для страны. Как государство может поддерживать равновесие в экономике страны. Что такое экономический цикл и как он влияет на жизнь граждан.
Инфляция и методы ее измерения. Типы инфляции в зависимости от скорости роста цен. Типы инфляции в зависимости от причин ее возникновения. Способы подавления инфляции.
Экономическая политика государства и ее основные задачи. Инструменты государственной экономической политики. "Эффект кобры".

Тема 13. Государственные финансы

Роль налогообложения в формировании доходов государства. Виды налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен. Основные виды налогов, применяемые в России. Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России.
Бюджетное тождество и бюджетный дефицит. Понятие о государственном долге. Причины возникновения государственного долга и способы его сокращения. Способы государственного одалживания. Внешний государственный долг и его влияние на благосостояние граждан страны.

Тема 14. Экономический рост

Причины, порождающие необходимость в экономическом росте. Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ресурсов и ее значение для экономического роста. Факторы ускорения экономического роста. Человеческий капитал и его значение для обеспечения экономического роста. Понятие об экстенсивном и интенсивном экономическом росте.
Что изучает геоэкономика. Чем опасны "ножницы неравенства" в благосостоянии между странами. Можно ли предотвратить глобальную экономическую катастрофу и острые конфликты между бедными и богатыми странами.

Тема 15. Организация международной торговли

Экономические причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительного экономического преимущества и их значение в формировании международного разделения труда и мировой торговли. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран.
Причины сохранения многовалютности и ее значение для возникновения валютного рынка. Валютный курс как цена национальной денежной единицы. Механизмы формирования валютных курсов и особенности их проявления в условиях России. Экономические последствия изменений валютных курсов.

Используемый учебно-методический комплект:
Липсиц И. В. Экономика. Программа для 10, 11 классов общеобразовательных школ. В сборнике программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений. - М.: Вита-Пресс, 2006
Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 кл - М.: Вита-Пресс, 2010.

Перечень учебно-методических средств обучения.
1. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе. В 2-х книгах - М o Вита-Пресс, 2000.
2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Словарь современных экономических терминов. - М.: Айрис-пресс, 2007.
3. Краткий экономический словарь. - М.: изд-во политической литературы, 1987.
4. Большой школьный словарь: обществознание, экономика, право/ А.Ф.Никитин. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.

Ресурсы интернет
1. http:/www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки РФhttp://www.ege.edu.ru/
2. http://pedsovet.org - Всероссийский Интернет-педсовет.http://mlis.ru/
3. http://mlis.ru - методико-литературный Интернет-сервисhttp://www.center.fio.ru/som
4. http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.http://www.edu.ru/
5. http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.http://www.internet-scool.ru/
6. http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет - школы издательства "Просвещение". На сайте представлены Интернет-уроки, которые включают подготовку к сдаче ЕГЭ. http://www.intellectcentre.ru/
7. http://www.intellectcentre.ru - сайт издательства "Интеллект-Центр", где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений.http://www.fipi.ru/
8. http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена.http://it-n.ru/
9. http://it-n.ru - сеть творческих учителей