Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций Л.Д. Ибрагимовой по использованию учебников: А. И. Кравченко "Обществознание". (10 класс); А.И. Кравченко, Е.А. Певцова "Обществознание". (11 класс) при изучении предмета на базовом уровне.
А так же с использованием авторской
 Программы курса "Обществознание" для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Кравченко А.И. - М.: Русское слово, 2006 и Развёрнутого тематического планирования по программе А.И.Кравченко: "Рабочие программы по обществознанию, экономике, праву" 10-11 классы / Т.А.Корнева. - М: "Глобус", 2008.

Количество учебных часов в соответствии с Рабочей программой

35 учебных недели 2 часа в неделю = 70 часов в год
- 1 полугодие - 16 недель - 32 урока
- 2 полугодие - 19 недель - 38 уроков
- Итого 10-11 класс - 140 часов

Цели и задачи:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовно - нравственной, политической и правовой купьтуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, слособности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституция РФ;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учре?дениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализи-ровать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в ?изни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности; в межличностных отношениях, отношениях между людьми разных национальностей и вероисповедании; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установлен-ными законом; содействия правовыми способами и средстзами защите правопорядка в обществе.

Требования к уровню подготовки выпускников

определяют, что в результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизм правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствие между существенными чертами, признаками изученных социальных явлении и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, сточки зрения социальных норм, экономической рациональности; - формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности; - критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной; деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий; - оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Изменения, внесенные в Рабочую программу:

Были внесены изменения в планировании учебного материала по разделам "Экономика" и "Политика". Содержание этих разделов дано в расширенном формате с распределением на них резервного времени.

Формы организации учебного процесса:

- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
- содержания;
- обучающих средств;
- методов обучения.
Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность.

Содержание
10-11 классы Базовый уровень

Данный вариант тематического планирования рассчитан на 140 часов учебного времени за два года обучения: 70 часов - 10 класс (2 часа в неделю) и 70 часов - 11 класс (2 часа и неделю). Он предусматривает изучение разделов Экономика и Право в рамках интегрированного учебного предмета "Обществознание". Планирование включает 6 разделов: "Общество и человек", "Экономика", "Политика", "Социальные отношения", "Культура и духовная жизнь", "Правовое регулирование социальных отношений". Основное содержание тематического планирования и его структура совпадают с содержанием и структурой учебников А.И. Кравченко и Е.А. Певцовой по обществознанию для 10-11 классов.
Наиболее существенные изменения произведены в планировании учебного материала по разделам Экономика и Право. Содержание этих разделов дано в расширенном формате с учетом увеличения учебного времени до 30 часов на каждый из этих разделов. Раздел Экономика изучается с привлечением учебников по экономике, рекомендуемых для базового уровня обучения: B.C. Автономов Введение в экономику. 10-1! классы. М.: Вита-Прссс, 2004.; И.В. Липсиц Экономика. 10-] 1 классы. М.: Вита-Пресс, 2004.
При изучении раздела Право предлагается использовать учебник Е.А. Певцовой "Право: основы правовой культуры. 10-11 класс." (М.: Русское слово, 2005). Учебник разработан на основе обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования. Он раскрывает теоретические основы права и конкретные нормы гражданского, семейного, административного, трудового, международного Права.
В ряде случаев в предлагаемом тематическом планировании содержание учебников А.И. Кравченко и Е.А. Певцовой перегруппировано. Это объясняется необходимостью обновления содержания действующих учебников, в том числе и данного учебника, с учетом нового обязательного минимума. Учителю необходимо помочь старшеклассникам ориентироваться в учебниках с учетом внесенных корректив в тематическое планирование учебного материала в 10 и 11 классах. С этой целью в планировании к каждой теме урока указаны соответствующие параграфы учебников.
В целях ориентации учителя на новый обязательный минимум содержания обществознания (базовый уровень) и подготовки выпускников к итоговой аттестации (в том числе в форме ЕГЭ) в тематическое планирование введены новые разделы. Раздел "Элементы содержания федерального компонента государственного стандарта общего образования" включает для каждого урока перечень дидактических единиц обязательного минимума, раздел "Элементы содержания КИМ ЕГЭ" - перечень дидактических единиц кодификатора ЕГЭ. Примерное содержание уроков тематического планирования обозначено в Примерной программе по обществознанию 2004 г., где дан перечень основных понятий и вопросов, которые могут стать основой для разработки учителем индивидуального плана урока.
В целях обеспечения преемственности в обществоведческой подготовке на ступени среднего (полного) общего и основного общего образования и с учетом проблемного подхода авторов учебника к раскрытию содержания обществознания в 10- 11 классах в планирование включен раздел: "Материалы учеб-пиков 8-9 классов" с указанием параграфов учебника для повторения и актуализации опорных знаний по теме урока. Раздел "Дополнительные учебные материалы" включает указания на возможность использования новых учебных пособий по обществознанию для Ю-11 классов (2002-2005 гг.), рекомендованных Министерством образования РФ, словарей, а также справочных пособий для абитуриентов. Они особенно необходимы при проведении уроков обобщении и контроля результатов обучения. Кроме того, в условиях проведения эксперимента по введению ЕГЭ как формы итоговой аттестации выпускников рекомендовано по всем разделам тематического планирования использовать учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. В список литературы для учителя включены также издания учебников для учреждений среднего и высшего профессионального образования, рекомендованные Министерством образования РФ.
При осуществлении отбора форм учебных занятий, методов и приемов организации эффективной учебно-познавательной деятельности учащихся учителю рекомендуется использовать Книгу для учителя (М., Русское слово, 2000-2001 и Поурочные методические разработки для 10-11 класса. (М., Русское слово. 2005)автора Е.А. Певцовой.
Национально-региональный компонент в тематическом планировании включен в содержание заключительных уроков при изучении экономики, социальной, политической и духовной сфер жизни современного общества.
Рекомендации планирования носят примерный характер, учитель может внести в них изменения, которые обусловлены конкретными условиями образовательного учреждения, объемом учебного времени, уровнем обществоведческой подготовки учащихся, а также состоянием учебно-методического и кадрового обеспечения преподавания предмета.
 

Тематическое планирование. 10-11 класс (140 часов)

Раздел 1, ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (24 ч.)
Тема 1. ОБЩЕСТВО. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА (10 ч.)

 

01_1.jpg

Тема 2. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ (14 ч.)
 

 

02.jpg

Раздел II. ЭКОНОМИКА (30 ч.)
 

 03_0.jpg

04_0.jpg

 Раздел III. ПОЛИТИКА (13 ч.)
 

05_0.jpg

11 класс
(70 ч.)
Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (14 ч.)

 

06_0.jpg

Раздел V. КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (10 ч.)
 

07_0.jpg

Раздел VI. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (30 ч.)
 

08_0.jpg

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
 

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
- определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);
- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
- осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

 

Учебно-методические средства обучения
по курсу "Обществознание"
(базовый уровень)
10 класс

09_0.jpg

Ресурсы интернет
 

1. http:/www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки РФhttp://www.ege.edu.ru/
2. http://pedsovet.org - Всероссийский Интернет-педсовет.http://mlis.ru/
3. http://mlis.ru - методико-литературный Интернет-сервисhttp://www.center.fio.ru/som
4. http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы)
. Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе
.http://www.edu.ru/
5. http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.http://www.internet-scool.ru/
6. http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет - школы издательства "Просвещение". На сайте представлены Интернет-уроки, которые включают подготовку к сдаче ЕГЭ. http://www.intellectcentre.ru/
7. http://www.intellectcentre.ru - сайт издательства "Интеллект-Центр", где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений.http://www.fipi.ru/
8. http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена.http://it-n.ru/

9. http://it-n.ru - сеть творческих учителей

Оборудование

- настенные исторические карты,
- демонстрационные картины и таблицы,
- раздаточные наглядные пособия,
- аппликации,
- модели,
- макеты.
- диатеку,
- фонотеку,
- видеофильмы,
- мультимедиа пособия