Форма урока: Урок-путешествие (изучение нового материала с элементами практической работы)
 

Цель:
Предметная: Познакомить учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии, познакомить с развитием греческой науки.

Метапредметная:
Формирование навыка работы с исторической картой, совершенствование аналитических навыков обучающихся: умений сравнивать, обобщать; Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой самостоятельно, составлять связный рассказ.

Личностная: повышение мотивации к изучению культурных ценностей разных народов, воспитание личностных качеств обучающихся, необходимых для самообразования. Приобщение их к историческому и культурному наследию прошлого

Задачи:
- Развитие познавательного интереса
- Воспитание у учащихся эстетического вкуса
- Формирование навыка работы с исторической картой и историческими источникам

Техническое оборудование: компьютер, проектор, карта, атласы у учащихся аттрибутика страны, мяч для игры.

1.Вводная часть (звучит индийская музыка)

Учитель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие в далекую, загадочную страну мы начинаем знакомство с древней историей страны, которая называется... ( отвечают Индия). Наш урок будет необычный и даже таить в себе опасности!

2.Проверка д/з.

Но прежде чем мы отправимся в путешествие в новую страну, давайте вспомним, что уже знаем и поиграем игру "Слово- страна":

Нил - Египет
Шумеры - Междуречье
Стекло - Финикия
Иероглиф - Египет
Хаммураппи - Вавилонское царство
Пирамиды - Египет
Клинопись - Междуречье
Яхве - Древнееврейское царство
Ниневия - Ассирия
Дарий I - Персидская держава

Какие страны древнего мира вспомнили?!
(ответы учеников - Египет, Двуречье, Финикия ,Палестина, Ассирия, Персия и др.)

1. Где располагались эти страны?( на Востоке в Западной и Восточной Азии)
2. Что их объединяет? ( климат, основные занятия, языческие верования, расположение вблизи рек).
3. Что у них отличного? ( названия богов, разная близость к морю, есть другие занятия, письменность разная, имена богов, и др. изобретения).

Итак подведём итог: Что мы вспомнили?( ответы - страды Древнего Востока, их общие и отличительные черты)
Молодцы!
Мы продолжаем изучать страны Древнего Востока, а значит, Индия тоже находится на ........(Востоке).

3.Объяснение темы урока, определение целей и задач.

Молодцы ребята! А теперь, перейдем к теме нашего урока. Как мы его назовём?
Тема нашего урока "Природа и люди Древней Индии", "Древняя Индия", Индия в Древности". (запишем в тетрадь)
На доске тема урока - ученики записывают в тетради дату и тему урока.

Каков будет план нашего путешествия (цели)?
1. познакомиться с географическим расположением новой страны;
2. познакомиться с ее особенностями, природой и климатом;
3. узнать про занятия населения и религиозные верования.

Что поможет нам? (Какие учебные задачи?)
1. Карта
2. Учебник
3. Исторические источники
4. Иллюстрации
5. Знания других наук

Ребята, древние греки называли Индию "волшебной, сказочной страной"

"Почему древние греки называли Индию "волшебной, сказочной страной"? Ответим на этот вопрос в конце урока.

4.Рассказ учителя и работа с картой.

Учитель: Ребята. с нами в путешествие отправляются гости, которые присутствуют сегодня у нас на уроке и ещё я пригласила знатока древней истории. знаменитого Диодора Сицилийского - древнегреческого историка, путешественника. Исторический источник, отрывок из его произведений к которому мы будем обращаться, перед вами.

Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями, много широких плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Большая часть индийских земель орошается и потому приносит урожай два раза в год. Изобилует Индия и разнообразными животными - как наземными, так и летающими, отличающимися величиной и силой. Многочисленных и весьма крупных слонов взращивает индийская земля, в изобилии доставляя им корм, благодаря чему индийские слоны значительно превосходят своей силой тех, что живут в Ливии. Обилие плодов, доставляющих пропитание людям, весьма способствует тому, что люди там отличаются рослостью и дородством. К этому следует добавить, что они сведущи в искусствах, быть может оттого, что дышат чистым воздухом и пьют тончайшего состава воду. В Индии произрастает много проса, орошаемого обилием речной влаги, много различных бобовых, а также рис и многое другое из того, что полезно для пропитания. И все это большей частью дикорастущее. Поэтому Индия никогда, говорят, не знала голода или общей недостачи того, что необходимо для пропитания. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона

Итак, отправляемся!
Что бы не заблудится путешественникам, сначала определим географическое положение. Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Вам знакомо понятие полуостров, где вы его уж с ним встречались? (ответы- да на уроках географии). Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами. Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия?
(работа в атласом).

Учитель: В стране имеются безводные раскаленные пустыни и могучие реки. Давайте вместе прочитаем отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Природные богатства Индии": чтение вслух
...Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями, много широких плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Большая часть индийских земель орошается и потому приносит урожай два раза в год......
Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг. (Ученики записывают названия рек в тетрадь). Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными. На северо-востоке Индии расположены величайшие в мире горы. Давайте найдём их на карте (Гималаи).. И послушаем Вадима. который получил задание найти информацию об этих знаменитых горах.

Ответ ученика (Кудряшов Вадим).
Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами (слово "Гималаи" означает "жилище из снега") Эти горы защищают Индию от холодных ветров, поэтому там очень влажно и жарко, т.к. создаётся парниковый эффект как в бане, более подробно о нём вы узнаете на уроках физики, а в древности Гималаи служили надежной зашитой от вражеских нашествий. В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Называется она Джомолунгма. Слово "Джомолунгма"-означает "поднебесное жилище богов.

Итак, подведём итог, что из намеченного плана мы уже сделали? (определили географическое положение и особенности климата)

5.Работа с учащимися. Анализ стихотворения, работа с учебником.

Я приглашаю вас заглянуть в джунгли. Работая с текстом учебника (пункт 2.стр), вы найдете информацию о растительном мире джунглей.
Беседа с учащимися по прочитанному.
- Что такое джунгли? (густые, труднопроходимые места)
- Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях?
Зачитайте ответ(бананами, плодами манго, кокосовыми орехами).
- Верно. Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые.
Самый популярный цветок и символ Индии - лотос.
-А для того, чтобы узнать о животном мире джунглей вам нужно познакомится с отрывком из поэмы "Махабхарата" и ответить на вопросы :
-Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?
- Чем опасны были джунгли?.
Я читаю, вы следите по тексту.
(Презентация)
Задание всем понятно? Работаем.

В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…

Беседа по документу. - Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?
- Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями) В джунглях человека подстерегала опасность. Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте".
Давайте обратимся к нашему собеседнику Диодору Сицилийскому, что он пишет об этом
Ученик читает: Изобилует Индия и разнообразными животными - как наземными, так и летающими, отличающимися величиной и силой. Многочисленных и весьма крупных слонов взращивает индийская земля, в изобилии доставляя им корм, благодаря чему индийские слоны значительно превосходят своей силой тех, что живут в Ливии.

Еще в Индии водился слон. (Презентация). Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях- воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был бог Ганеша, которого изображали с головой слона. Он символизировал индуизме, а именно эту религию исповедуют индийцы до сих пор мудрость и благополучие.
Но самым почитаемым и священным животным в Индии была корова. (Презентация). Индийцы называли её матерью и божественной кормилицей.
Ребята, есть замечательная книга, в которой рассказывается о жизни джунглей. Эта книга называется "Маугли", её автор - Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм. Советую вам прочитать её.

Подведём итог: мы узнали о флоре и фауне Индии, религиозных верованиях индийцев

6.Динамическая пауза.
Учитель: Давайте отдохнём в пути и прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
- заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);
- идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);
- увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
- впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);
- раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);
- вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

7.Историческая задача

Учитель: Шли мы по джунглям и вышли к поселку, где Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. (Презентация) Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины.(обращаю внимание на выставку: слон, ваза, ткань)
Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?
Ответы: (Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже, канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь, позволяет судить о развитии торговли). Кстати, индийские торговцы передали мне для вас свои товары-загадки, разгадав их, мы узнаем, чем они торговали, чем славилась Индия в заморских странах (что такое "заморские страны" - те, которые находились за морем, далеко)
"Кот в мешке".
Товары-загадки - рис, чай, специи, хлопок(вата). Дети угадывают и пробуют.
Специи были популярны в Индии не только как приправа к еде, но и как красящее вещество, поэтому ткани, изготовленные в Индии славились своей яркостью и стойкостью цвета. О красящих свойствах некоторых веществ и что такое вещество, вы познакомитесь на уроках химии.

Подведём итог: о чём нам рассказали археологи и товары-загадки(о занятиях индийцев)

8. Подведение итогов

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Давайте проверим , насколько с пользой мы совершили это путешествие. Предлагаю вам выполнить задание, где нужно закончить предложение. 2 минуты.

Самостоятельная работа На листочках выполнить задание. Впишите недостающие слова.
1.Индия расположена на юге материка_____
2. Северной границей Индии служат самые высокие в мире горы_______
3.Берега Индии омывает океан______
4. Самые многоводные реки Индии______
5. Труднопроходимые леса называются_______
6.Основное занятие индийцев________
7.Самое почитаемое животное в Индии_______

Поменяйтесь тетрадями. Самопроверка в парах. (ответы на слайде).

Давайте попробуем ответить на вопрос "Почему древние греки называли Индию "волшебной, сказочной страной"? Предлагаю выбрать из предложенных картинок те, что по вашему мнению, отвечает на вопрос (на парте у каждого) и прикрепить её с объяснениями к ________

Молодцы, все сегодня поработали хорошо.
- Вам понравилось наше путешествие?

Подведём итог урока.
- Что мы узнали об Индии?
- Что делали что бы узнать?
Чтобы узнать еще больше, мы продолжим путешествие на следующем уроке.

В Индии многие люди чуть выше между бровями наносят красную или бурую отметину разной формы "тику" или "бинди". Она символизирует религиозную принадлежность индусов или просто как символ принадлежности к индийской культуре.

Кстати. познакомится с культурой Индии вы можете у нас в городе на Выставке в Белэкспоцентре.

9.Домашнее задание:

Прочитать и пересказать п.20 учебника. Задания на выбор:
1. Творческое задание. Изготовить путеводитель по Древней Индии.
2. Подготовить развёрнутый ответ на вопрос " Какие занятия и верования существовали у древних индийцев?"

Теперь я хотела бы, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Для этого у вас на столах лежат разноцветные кружочки. Прочитайте, что на них написано и подпишите своё имя на том, который считаете нужным ( отлично, хорошо, не достаточно хорошо, как обычно, плохо, хотелось бы лучше, могу лучше) и выходя с урока положите в коробочку я проанализирую, совпадает ли ваша оценка с той, которую я поставила бы вам.