Религия в СССР - положение религии
и конфессиональных групп
в РСФСР и СССР (1918-1991 г.г.).

 

Атеизм, как отрицающее религию мировоззрение, не будучи формально провозглашённым в СССР элементом государственной идеологии, активно поддерживался партийными и государственными органами до 1988 года, когда произошла политическая и идеологическая либерализация режима. Известно высказывание Ленина о борьбе с религией: "Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс".
Помимо пропаганды атеизма ("научно-материалистического мировоззрения"), государственными органами в 1920-е - 1930-е осуществлялись массовые аресты и преследование духовенства и религиозных проповедников. Вплоть до 1939 года политика ликвидации организованной религиозной жизни проводилась в административном порядке органами государственной власти, в частности НКВД, впоследствии религиозная политика становится более дифференцированной.
Вместе с тем, полной ликвидации организованной религиозной жизни и официального запрета религии (как, например, это имело место в Албании) в СССР никогда не было, а в отдельные периоды своей истории руководство СССР даже оказывало некоторым из конфессий поддержку, преследуя свои политические интересы.
Правившая в СССР Коммунистическая партия с 1919 года открыто провозглашала в качестве своей задачи содействовать "отмиранию религиозных предрассудков".
Одним из первых постановлений большевистского правительства был подготовленный наркомом юстиции левым эсером И. З. Штейнбергом и заведующим отделом законодательных предположений Наркомюста Михаилом Рейснером декрет СНК Российской Республики, принятый 20 января (по ст. ст.) и изданный 23 января 1918 года, - Об отделении церкви от государства и школы от церкви, которым церковь (речь шла преимущественно о Православной российской церкви, так как только она до того имела статус государственного института в Российской империи) была отделена от государства и от государственной школы, лишена прав юридического лица и собственности, а религия объявлялась частным делом граждан. Декрет узаконивал принимавшиеся с декабря 1917 года распоряжения и акты, упразднявшие функции православной церкви как государственного учреждения, пользующегося государственным покровительством.
Принятое 8 апреля 1929 года в развитие "Декрета" Постановление ВЦИК и СНК РСФСР о религиозных объединениях до конца 1990 года определяло правовой статус последних в СССР.
Для претворения в жизнь Декрета по решению СНК РСФСР в апреле 1918 года была создана Межведомственная комиссия при Наркомюсте; в мае того же года, после роспуска комиссии, образован VIII ("ликвидационный") отдел Наркомюста во главе с П. А. Красиковым, призванный ликвидировать административно-управленческие церковные структуры (упразднён в 1924 году).
В 1918-1920 годы центральное место в ряду мер разоблачительного характера заняла развернувшаяся кампания вскрытия мощей святых Русской Церкви (постановления Наркомюста от 14 августа 1919 года об организационном вскрытии мощей и от 25 августа 1920 года о ликвидации мощей во всероссийском масштабе): было вскрыто 65 рак с мощами российских святых, в том числе и особо почитаемых, таких как Серафим Саровский и Сергий Радонежский. Кампания имела своей целю попытку разоблачения данного культа. Вскрытия сопровождались фото- и киносъёмкой, материалы которой затем использовались в агитационных целях.
По решению ЦИК от 20 июля 1921 года Агитпроп и его национальные отделения должны были приступить к всесторонней антирелигиозной пропаганде. При подотделе пропаганды Агитпропотдела ЦК для координации антирелигиозной борьбы возникла Антицерковная комиссия. В состав комиссии входили чиновники из Агитпропа, Московского комитета РКП(б), VIII ликвидационного отдела Народного комиссариата юстиции, ЦК РКСМ союза коммунистической молодёжи, а также Народного комиссариата просвещения и Главного политического управления.
Весной 1922 года большевики, отразившие к тому времени внешние угрозы, перешли к этапу активной борьбы с религиозными институтами и прежде всего с православной церковью, которая рассматривалась ими как крупнейший очаг внутренней "контрреволюции". 23 февраля 1922 года вышел декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих. В письме членам Политбюро от 19 марта 1922 года В. И. Ленин, имея в виду разразившийся к тому времени в ряде регионов голод, писал: <…>Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо во всяком случае будет не в состоянии поддержать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому декрету. Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Без этого фонда никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности, и никакое отстаивание своей позиции в Генуе в особенности, совершенно немыслимо…Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать…
- Владимир Ильич Ленин "…Надо именно теперь проучить эту публику…"
Важным инструментом разгрома православной церкви стало искусственное инспирирование расколов, наиболее крупным из которых был "обновленческий", с последующим (с 1927 года - см. сергианство) установлением полного контроля над структурами патриархии со стороны 6-го (антирелигиозного) секретного отдела ОГПУ, возглавлявшегося Евгением Тучковым (1892-1957)
Антирелигиозная политика первых лет не увенчалась успехом: в 1921-1922 годах началось частичное религиозное возрождение, особенно в городах.
27 апреля 1923 года была опубликована инструкция наркоматов юстиции и внутренних дел, датированная 15 апреля того же года, "О порядке регистрации религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв съездов таковых", которая позволяла учреждать религиозные объединения в форме "обществ", которые имели несколько больше прав, чем "двадцатки", существовавшие с 1918 года, - в частности они могли иметь свой устав. Наличие устава отличало "общество" от "двадцатки", которая такого устава не имела и подлежала регистрации с заключением договора с местным советом. Для регистрации религиозного общества требовалось 50 человек и оно могло управлять более чем одним молитвенным зданием. 16 августа 1923 года, опираясь на решения Хll съезда РКП(б), генеральный секретарь ЦК партии И. В. Сталин издал циркулярное письмо всем губкомам с требованием запретить закрытие церквей и аресты религиозного характера
В период с 1923 до 1929 года политика государства претерпела некоторое смягчение, в особенности в отношении мусульманских и иудейских организаций ("религиозный нэп" по терминологии некоторых исследователей, восходящей к словам Льва Троцкого. Политика же в отношение протестантских групп ("сектантов") и ранее была сравнительно благожелательной: делами "сектантов" ведал Оргкомсект при ВЦИК под руководством П. Г. Смидовича; в отличие от православной церкви протестантским организациям разрешали выпуск различных периодических изданий, давали право иметь свои учебные заведения, организовывать союзы молодёжи, крестьяне-сектанты с конца 1919 года стали создавать первые колхозы, получавшие от государства кредиты и льготы
В 1925 году на основе Общества друзей газеты "Безбожник" была основана (существовала до 1947 года) массовая общественная организация "Союз воинствующих безбожников" (до июня 1929 года - "Союз безбожников"), во главе которого стал Емельян Ярославский (Губельман); функционировало издательство "Безбожник".
В 1928 году Главнауки было принято решение считать главным критерием, по которому определяли принадлежность "сооружения" к памятникам - момент его постройки. Сооружения, построенные:
до 1613 г. - были объявлены неприкосновенными;
в 1613-1725 гг. - "в случае особой необходимости" могли подвергаться изменениям;
в 1725-1825 гг. - сохранялись только фасады;
после 1825 г. - к памятникам не причислялись и государством не охранялись.
Данный критерий был принят Главнаукой и с 1928 г. стал нормативным актом, действующим на территории РСФСР и СССР. Руководствуясь этим критерием, на местах был инициирован массовый снос храмов - общее их количество уменьшилось с 79 тысяч в 1917 до 7,5 тысяч - в 1991 году
В начале 1929 года был разослан совершенно секретный циркуляр "О мерах по усилению антирелигиозной работы", который борьбу с религией приравнивал к классово-политической, что открывало новый этап наступления на религию
Принятое 8 апреля 1929 года на основании Декрета СНК РСФСР от 20 января 1918 "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" Постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О религиозных объединениях", с позднейшими изменениями от 23 июня 1975 года, до 25 октября 1990 года, когда Постановлением Верховного Совета РСФСР был введён в действие Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий", служило нормативно-правовым документом, регулировавшим статус религиозных обществ (объединений) в СССР. Постановление запрещало религиозным объединениям заниматься благотворительностью, организовывать паломничество верующих к святым местам и подобное; деятельность служителей культа ограничивалась местожительством членов нанимавшего их общества (группы). Вне церковных стен деятельность духовенства ограничивалась посещением больных и умирающих, на всё другое требовалось специальное разрешение местного Совета. Инструкция НКВД от 1 октября 1929 года "О правах и обязанностях религиозных объединений" относила служителей культа к категории лишенцев.
В мае 1929 года на XIV Всероссийском съезде Советов была принята новая редакция статьи 4-й Конституции РСФСР: вместо "свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды" признавалась "свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды", что законодательно ставило верующих в неравное с прочими гражданами положение.
Принятое 15 февраля 1930 года Постановление правительства "О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений" предписывало местным органам власти усилить контроль за руководителями религиозных общин, исключать из актива "враждебных советскому строю"; Центральная комиссия по вопросам культов, отмечая "консолидацию контрреволюционного актива в рамках религиозных организаций", признавала, что Постановление от 8 апреля 1929 года "подлежит пересмотру в сторону упрощения процесса закрытия молитвенных зданий"
После появления 2 марта 1930 года в "Правде" статьи Сталина "Головокружение от успехов" вышло постановление ЦК ВКП(б) "О борьбе с искривлением партлинии в колхозном движении", которое, в частности, обязало партийные организации "прекратить практику закрытия церквей в административном порядке"
В 1930-1931 года вышел ряд секретных циркулярных писем и постановлений правительства и Наркомфина об упорядочении налогового обложения религиозных объединений и духовенства, о трудоустройстве лиц, снявших с себя сан. Было увеличено налоговое обложение церковнослужителей. В случае неуплаты налогов их имущество конфисковывалось, а сами они выселялись в другие районы СССР.

1932-1941. Безбожная пятилетка
15 мая 1932 года Декретом правительства за подписью И. Сталина была объявлена "безбожная пятилетка", поставившая цель: к 1 мая 1937 "имя Бога должно быть забыто на территории страны". Должны были быть закрыты все культовые учреждения на территории страны.
В 1932 году постановлениями ВЦИК и СНК РСФСР из ведения НКВД функции общего надзора за деятельностью религиозных организаций, их регистрации, выдачи разрешений на проведение съездов и другие были переданы Центральной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК, созданной 1 июня 1930 года, и комиссиям по вопросам культов при местных исполкомах. Однако и далее служители культа регистрировались в НКВД.
Центральная комиссия при Президиуме ВЦИК должна была осуществлять общее руководство и наблюдение за правильным применением законов о культах на всей территории РСФСР, разработку проектов законодательных актов, общий учёт религиозных объединений, рассмотрение жалоб верующих граждан. С 1934 года Комиссия действовала при Президиуме ЦИК СССР; рассматривала многочисленные жалобы на закрытие культовых учреждений, отмечала рост "большого количества грубых нарушений советского законодательства о культах" на местах. В апреле 1938 года комиссия была упразднена; к тому времени религиозные вопросы перешли в исключительную компетенцию НКВД
К 1937 году количество культовых зданий сократилось на 58 % от их дореволюционного количества
Принятая 5 декабря 1936 года 8-м Чрезвычайным Всесоюзным съездом Советов новая Конституция СССР провозглашала равноправие всех граждан, в том числе и "служителей культа"; но за гражданами по-прежнему признавалась "свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды"