Цели урока:
1. Опираясь на знания учащихся, полученные в курсе истории Древнего мира, подготовить их к изучению истории средних веков.
2. Сформировать у учащихся представление о средневековье как об одном из периодов Все-общей истории.
3. Продолжить формирование умений правильно применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Оборудование: карта мира, лента времени, учебники: Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 класс (далее - А-Д) или Ведюшкин В.А. История средних веков (далее - Вед.), рабочие тетради: Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского "История средних веков". 6 класс (далее - Кр.) или Ведюшкин В.А., Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику "История средних веков". 6 класс (далее - В-К).

Оформление доски: тема урока, новые слова (Средние века, хроники, архив), лента времени, домашнее задание.

Ход урока
I. Актуализация опорных знаний по материалу пятого класса

Беседа с классом и работа по карте.
Как назывался курс истории, который мы изучали в пятом классе?
(История Древнего мира.)
С историей каких государств Древнего мира мы познакомились?
(С историей Древнего Египта, Междуречья, Индии и Китая, Древней Греции, Македонии и Рима.)
Вспомните местоположение этих государств на карте. Покажите их.
(Древний Египет - северо-восточная часть Африки, междуречье - территория между реками Тигр и Ев-фрат, Индия - на юге Азии, Китай - в Восточной Азии, Греция - на юге Балканского полу острова, Ма-кедония - на севере Балканского полуострова, Рим - на Апеннинском полуострове.)
- Какие события из истории этих государств вы помните?
Что обозначают понятия: "неравенство", "религия", "эксплуатация", "государство", "классы", "демократия", "республика"?
(Неравенство - появление богатых и бедных людей. )

Урок 1. Что изучает история средних веков
Религия - вера человека в сверхъестественные существа, духов, богов.
Эксплуатация - присвоение созданного трудом другого человека
Государство - такая организация общества, при которой существуют границы, власть, законы, сбор на-логов.
Классы - это большие группы людей, которые выделяют в обществе по тому, что они имеют.
Демократия - власть демоса или народовластие.
Республика - форма правления в Древнем Риме, которая переводится как "общественное дело".

2. Игра "Жили ли они?"

Солон - Хеопс - Мирон - Ганнибал
Геракл - Гомер - Софокл - Зевс
Перикл - Одиссей - Филипп II - Гера
Спартак - Геродот - Посейдон - Александр Македонский

II. Переход к изучению новой темы

Итак, все, что мы вспомнили сегодня (понятия, названия государств, имена исторических деяте-лей) относится к истории Древнего мира. Следующий этап развития общества - средние века.
Что изучает история средних веков?
Ш. Изучение новой темы

1. Знакомство учащихся с новыми учебниками. Беседа.
Назовите авторов своего учебника.
Найдите оглавление и скажите, какие большие разделы истории средних веков мы будем изучать? Историю каких государств мы будем изучать в этом году?
(Историю Англии, Франции, Германии, Италии, Чехии.)
Какая нужная для вас информация помещена на стр. 252-253 А-Д или на стр. 335 Вед.?
(Это список дополнительной литературы, которую можно читать по каждой главе.)
За сообщение, подготовленное по дополнительной литературе, вы можете получить оценку пять.
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. I стр. 6-7 А-Д или п. 1 стр. 7-8 Вед. Выяснить, что изучает история средних веков?
3. Беседа по прочитанному.

Что изучает история средних веков?
(Изучает жизнь людей: их дела, достижения, ценности в этот период развития общества.)
Что обозначает понятие "история средних веков"? Воспользуйтесь лентой времени.
(Средние века-второй период Всемирной истории,начавшийся с У века н.э. и продолжавшийся до XV ве-ка.)
Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?
(Они используют данные науки археологии, этнографии, нумизматики. Изучают письменные источники, например, законы, надписи на скалах, табличках.)
4. Рассказ учителя.

Действительно, от средних веков до нас "дошли" многие орудия труда, оружие, монеты, мебель, посуда. В старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы средневековых домов. Каждый из вас видел по телевизору Московский Кремль - резиденцию русских царей. А ведь это ни что иное, как памятник средневековья! Кремль из красного кирпича был построен к концу XV века. Кроме этого по истории средних веков ученые располагают многочисленными письменными исто-рическими источниками, которые хранятся в специальных хранилищах - архивах.
5. Работа с названиями исторических источников (написать на доске).

Задание: По названиям исторических документов, определить какие виды письменных источ-ников существовали в средние века. ("Из письма Клюнийского аббата Петра Достопочтенного" (XII век); "Летописи аббатства Мури" (в Швейцарии); "Дарственная грамота"; Поэма "Песнь о Роланде"; Отрывки из "Капитуляриев" в 11 г. (капитулярии - указы и распоряжения франкских королей в VIII-IX вв.); "Хроника" Рауля Глабера (хроники - письменные источники, в которых события описывались в хронологическом порядке).)
IV. Закрепление изученного на уроке

Какой период времени охватывает история средних веков?
(С 5 по 15 век.)
Почему изучаемый нами период называют "средние века"?
(Этот период истории развития общества находится между историей Древнего мира и историей Нового времени, т. е. как бы посередине. Отсюда и такое название.)
Каковы источники наших знаний об истории средних веков?
(Источниками по истории средних веков являются хроники, письма, поэмы, грамоты, капитулярии, лето-писи.)
V. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал.

Домашнее задание:
1. Прочитать Введение стр. 6-8 А-Д или стр. 7-13 Вед.
2. Кр.: Задание № 1 (стр. 3), № 2 (стр. 4).
3. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: - Что изучает история средних веков?