Тема: "Горечь и слава Севастополя".
Цели:
Образовательная: - обеспечить знание учащимися стратегическое положение Севастополя; хро-нологии событий обороны Севастополя; сформировать у учащихся представление о нелёгком по-ложении участников обороны; обеспечить понимание учащимися понятий: интервенция, туры, бруствер, патриотизм, милосердие, баталист;
- подвести учащихся к выводу о значении Севастопольской обороны в Крымской войне.
Воспитательная: - сформировать личностное отношение учащихся к суждениям урока; отноше-ние к отечеству, городу.
Развивающая: - продолжить развитие умения работать с картой, объяснять свою точку зрения, проводить поиск необходимой информации, излагать свои мысли, объяснять значение терминов, высказывать и аргументировать своё отношение к событиям, изучаемым на уроке.
Тип урока - комбинированный, с элементами заочной экскурсии.
Средства обучения
- Карта-схема Севастопольской бухты.
- Таблица"Запомни"
- Набор открыток "Памятники Севастополя"
- Карта "России XIX в"
- Выставка литературы по теме;
- Раскладушка "Диорамы Оборона Севастополя".
Творческие знания и умения учащихся
Формы, приёмы, средства |
Содержание |
Фронтально, письменно |
Исторический диктант |
Парная работа |
Самостоятельная проверка |
Индивидуально у доски |
Выстроить логическую цепочку |
Фронтально, устно |
Какова на Ваш взгляд позиция по международной обстановке накануне войны? Попробуйте определить место нашей темы урока в курсе новой истории. |
Вывод: Внешняя политика России в Восточном вопросе на данный момент времени привела к вооружённому столкновению итогом которого стола героическая оборона Севастополя.
Подготовка к изучению нового материала.
1. Сообщение темы.
2. Формулировка задания к уроку.
На доске.
Тема: "Горечь и слава Севастополя".
Карта: "Россия в XIX веке "
Таблица: "Запомни"
Раскладушка с набором открыток
Карта - схема: "Севастопольская бухта"
Задание: Почему героическая оборона Севастополя осталась в народной памяти как подвиг величественной красоты и огромной моральной силы?
Эпиграф: "Народ, твёрдый и решительный, Стал гранитной стеной".
Лев Толстой
Исторический диктант:
Крестьянская война |
Добровольное объединение в помощь регулярным войскам |
Сражение при Альме |
Январь 1854 год |
Интервенция |
Март 1854 года |
Синопский бой |
Насильственное вмешательство одного государства во внутренние дела другого |
Ополчение |
Сентябрь 1854 года |
Вступление в войну Англии и Франции |
Ноябрь 1853 года |
Когда в Крымской войне Англия объявила войну России? |
Военные действия, в которых сталкивается царская армия и крестьянская армия. |
Изучение нового материала
Приёмы, средства |
Основные вопросы темы |
Познавательные задания для учащихся |
1 |
2 |
3 |
Индивидуальное задание |
Интервью исторического лица |
Задание № 1 |
|
Анализ стихотворения "Солдатская песня о Севастопольской обороне" |
Задание № 2 |
Работа с картой. Запись на доске. |
Начало обороны, которая продолжалась 34 9 дней: с 13 сентября 1854 г. по 28 августа 1856 г. |
Запись в тетрадь |
Работа с картой - схемой. |
Укрепления Севастопольской бухты |
Работа с контурными картами. |
Повествование |
Строительство укрепление на Малаховом кургане. Действия союзников. |
Как, на ваш взгляд, такие укрепления повлияли на оборону Севастополя. |
|
Люди, командовавшие обороной |
Сообщение о Нахимове |
Разборно - обобщающая беседа |
Строительство укреплений, Э.И. Тотлебен |
Разбор задания № 1 |
Повествование, чтение отрывка из книги Л. Толстого. |
Лев Толстой о зимнем периоде обороны. |
В каком произведении он описывает этот период? |
|
Представление стендов с литературой по теме урока |
|
Повествование, чтение слов Ключевского |
Сражение на Малаховом кургане |
Оцените обстановку на момент сражения |
Повествование |
Экскурсия по панораме "Севастопольская оборона" |
|
Разборно - обобщающая беседа |
Анализ стихотворения |
Задание № 2 |
Работа с учебником (стр. 87) . |
Смерть Николая I |
Комментированное чтение |
Разборно -обобщающая беседа |
|
Какую роль сыграл Николай I в Севастопольской обороне? |
Повествование |
Последний штурм и конец обороны. Парижский мирный договор 1856 год |
Запись в тетрадь |
Разборно - обобщающая беседа |
Задание к уроку |
Разбор задания |
Закрепление:
Тестирование.
1. Крымская война.
а) 1851-1853 гг.
б) 1853-1856 гг.
в) 1857-1860 гг.
2. Какое художественное произведение написал JI. Толстой о обороне Севастополя?
а) "Севастополь в декабре месяце".
б) "Война и мир"
в) "Севастопольские рассказы"
3. Сколько всего было штурмов Севастополя союзническими войсками?
а) три
б) два
в) один
4. Кто стал приемником императора Николая I?
а) Николай II
б) Александр I
в) Александр II
Домашнее задание: § 10. Определите причины, по которым Россия проиграла Крымскую войну.
Аналитическая работа.