Цель. Выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных органи-заций; продолжить развивать навыки групповой работы и работы в динамических группах, умения выделить главное, определять и объяснять понятия.
План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Задание на урок для учащихся.
  3. Работа в группах - изучение нового материала.
  4. Выступление групп и экспертов.
  5. Закрепление.

Оборудование: мультимедийная установка и презентация к уроку.

Ход урока.
Мы продолжаем рассматривать развитие нашего государства в эпоху правления Александра 1 . На прошедшем уроке мы рассмотрели мероприятия внутренней политики Ал.1 и дома вы должны бы-ли проанализировать: какие из них можно назвать прогрессивными, а какие реакционными. Это за-дание выполнял один вариант, а другой должен был определить, какие факторы стимулировали продолжение реформ после Отечественной войны 1812 года, а какие сдерживали.
Итак, пожалуйста, слушаем результаты вашей работы (по одному от каждого варианта). Оцениваем (как сделан анализ).

Вывод. В послевоенном обществе были как реформаторские, так и антиреформаторские настрое-ния. Причём последние были сильны. Курс на реформы не был продолжен и ожидания российского общества не оправдались.
До сегодняшнего урока мы рассматривали возможности переустройства общественных отношений в государстве со стороны власти. А сегодня я предлагаю посмотреть на то, как видели это переуст-ройство люди, не стоящие у власти - общество.

Тема нашего урока: "Начало общественного движения при Александре 1". (на экране)
Задачи к уроку предлагаю поставить следующие:
1) выяснить причины начала общественного движения;
2) в какой форме протекало движение;
3) определить цели и задачи участников движения;
4) особенности общественного движения.
Бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников преобразований к созданию тайных обществ и кружков. Организаторами этих обществ явились представители дворянства.
Как вы думаете, почему? (побывали в заграничных походах, были наиболее образованы). Мы с ва-ми рассмотрим четыре таких организации: "Союз спасения", "Союз благоденствия", Южное и Се-верное общества. (на экране)
Когда существовали, кто в них входил, какие ставили цели и задачи перед собой члены этих орга-низаций вы узнаете самостоятельно, работая в группах. Четыре группы по 4 человека работают по анализу текста об этих обществах и являются основными, а одна группа ребят является экспертами и будет оценивать работу других четырёх. У вас на столе номера, присвойте себе один из них. Номер 1 в группе не только будет выполнять часть своей работы, он старший и будет подводить итог.
Каждая группа получает задание собрать сведения об одном из обществ и оформить их в таблицу (на экране и на доске), но чтобы собрать эти сведения, вам придётся разделиться: 1-ые находят время существования организаций, 2-ые выясняют членов организаций, 3 -е находят задачи (мето-ды), 4-ые формулируют цели, (на работу 15-20 мин.)

Группа экспертов оценивает ваши действия и итоги работы, (на экране)
Слаженность действий
Правильность выполнения
Подведение итогов
(на экране фото декабристов)
Заслушиваются выступления групп (выносят свои таблицы и закрепляются на доске скотчем) и оценки экспертов.
Вернёмся к задачам, поставленным в начале урока (на экране).

Закрепление. Тесты (на экране).
Впоследствии членов этих организаций назовут декабристами. Почему? Мы узнаем на следующем уроке.

Домашнее задание. Параграф 8. Один человек получает задание составить рассказ о выступлении декабристов на Сенатской площади (на доске)м Рефлексия, (на экране): поговорки