Вариант 1                  

Часть 1

Эта часть работы содержит задания А1-А10 с выбором ответа. Из четырёх предложенных вариантов ответа только один верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответа. Запишите выбранный вами вариант ответа.

А1. Указ об «урочных летах»:

а) запрещал свободный переход крестьян от одного хозяина к другому

б) устанавливал пятилетний срок сыска беглых крестьян

в) определял переход крестьян к другому помещику только в Юрьев день

г) установил бессрочный розыск беглых крестьян

А2. Концом Смутного времени можно считать:

а) освобождение Москвы от интервентов

б) избрание Земским собором на царствование Михаила Романова

в) возвращение из плена Филарета и становление соправителем при Михаиле Романове

г) вступление на престол Алексея Михайловича

А3. Главное направление внешней политики России на протяжении всего XVII в.:

а) борьба за выход в Балтийское море

б) получение выхода в Чёрное море

в) отношения с Речью Посполитой

г) отношения с Турцией

А4. К.Минин и Д.Пожарский прославились в русской истории как руководители:

 а) крестьянского восстания;

 б) обороны Смоленска;

 в) ополчения, освободившего Москву от интервентов;

 г) заговора бояр против Лжедмитрия I.

 

А5.Предприятие, основанное на разделении труда и ручной технике:

  а) мастерская                                   в) фабрика

  б) цех                                                г) мануфактура.

А6. Главной опорой царской власти было:

 а) боярство                            в) посадское население

 б) дворянство                        г) духовенство.

А7. Церковная реформа была вызвана необходимостью:        

 а) обновления церковных книг и обрядов;

 б) укрепления позиции церкви после Смуты;

 в) сделать Москву центром вселенского православия;

 г) прекратить посягательства светской власти на права церкви.

А8. Ядром повстанческой армии Степана Разина были:

 а) посадские люди                в) казаки

 б) крестьянские отряды       г) стрелецкие отряды.

А9.«Бунташным» веком называют:

 а) вторую пол. XVI в.             в) первую пол. XVII в.

 б) все XVI столетие                г) весь XVII в.

А10.Национально-освободительную борьбу на Украине возглавил:

 а) Богдан Хмельницкий                в) Юрий Хмельницкий

 б) Иван Выговский                        г) Михаил Шеин.

 

Часть 2

В этой части содержатся задания В1-В3, которые требуют ответа в виде сочетания букв и (или) цифр.

В1. Установите соответствие между именами деятелей XVII в. и родом их занятий

                Имя                        

        Род  деятельности

1. И. Сусанин

А) организатор старообрядцев

2. И. Болотников

Б) костромской крестьянин, спасший жизнь царя

3. Аввакум

В) один из руководителей Нижегородского ополчения

4.К.Минин

Г) руководитель крестьянской войны в период Смуты

В2.Расположите события Смуты в хронологическом порядке. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) поход Лжедмитрия I на Москву 
2) осада Смоленска польскими войсками
3) воцарение Василия Шуйского
4) образование «Тушинского лагеря»                                                                                                  

В3.Установите соответствие между термином и его определением.

                      Термин                

Определение

1. Барщина

А) временное правление одного или нескольких лиц при малолетстве, болезни, отсутствии монарха

2. Духовенство

Б) форма феодальной земельной ренты за предоставляемую в аренду землю

3.Землепроходцы

В) люди, занимающиеся религиозными обрядами и службами.

4. Регентство

Г) организаторы и участники походов в Сибирь и на Дальний Восток

 

Часть 3

Задания С1-С3 предусматривают развернутый ответ в свободной форме. Внимательно прочтите отрывок из исторического текста и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение знаний по курсу истории Российского государства.

        «В конце XVII века в развитии русской архитектуры появился новый стиль… Его отличительными чертами были многоярусность, устремлённость ввысь, многоцветная богатая отделка зданий (в частности, декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов)».

С1. Назовите стиль архитектуры, о котором идёт речь в отрывке.

С2. На основе текста назовите не менее трёх отличительных особенностей данного архитектурного

       стиля.

С3. Назовите фамилию боярского рода, в честь которого был назван данный архитектурный стиль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

Часть 1

Эта часть работы содержит задания А1-А10 с выбором ответа. Из четырёх предложенных вариантов ответа только один верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответа. Запишите выбранный вами вариант ответа.

А1. Одна из характерных черт Смутного времени:

а) распространение самозванства

б) усиление крепостного гнёта

в) развитие самоуправления на местах

г) укрепление центральной власти

А2. Соборное уложение утвердило:

а) полное право феодала на землю и зависимых крестьян

б) право помещика ссылать крестьян в Сибирь и на каторгу

в) 15-летний сыск беглых крестьян

г) прикрепление к земле государственных крестьян

А3. Необходимость обновления церковных книг и обрядов стало одной из причин:

а) конфликта между патриархом Никоном и Алексеем Михайловичем

б) церковной реформы середины XVII в.

в) упразднение патриаршества

г) секуляризации церковных земель

А4. В период Смутного времени «тушинским вором» называли:

а) Хлопко                                в) Лжедмитрия II

б) Ивана Болотникова           г) Прокопия Ляпунова.

А5. Собрание представителей всех русских земель называлось:

 а) Боярская дума                                в) «Ближняя дума»

 б) Земский собор                                г) парламент.

 

А6. Главной особенностью торговли в XVII в. стало:

 а) развитие мелкотоварного производства;

 б) увеличение доли денежного оброка;

 в) появление всероссийских ярмарок;

 г) формирование всероссийского  рынка.

А7.Какое из названных понятий характеризует социально-экономическое развитие России в XVII в.:

 а) промышленный переворот                 в) монополия

 б) мануфактура                                        г) фабрика.

А8.Выдающимся руководителем старообрядцев был:

 а) протопоп Даниил              в) протопоп Аввакум

 б) митрополит Иов                г) патриарх Иосиф.

А9. Самое крупное выступление XVII в. считают:

 а) восстание под предводительством Василия Уса;

 б) восстание под предводительством Степана Разина;

 в) Соляной бунт;

 г) Медный бунт.

А10. Фактическая власть в стране после смерти царя Федора принадлежала:

 а) матери Петра царице Наталье Нарышкиной;

 б) наставнику Петра Никите Зотову;

 в) царице Софье;

 г) родственникам Ивана Милославским.

 

Часть 2

В этой части содержатся задания В1-В3, которые требуют ответа в виде сочетания букв и (или) цифр.

В1. Установите соответствие между именами деятелей XVII в. и родом их занятий

                Имя                        

        Род  деятельности

1. К.Минин

А) первооткрыватель, открывший пролив между Азией и Америкой

2. Никон

Б) предводитель крестьянской войны

3. С.И.Дежнев

В) один из организаторов второго Нижегородского ополчения

4. С.Т.Разин

Г) инициатор проведения церковной реформы

 

 

В2. Расположите события Смуты в хронологическом порядке. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) начало шведской интервенции
2) гибель Ивана Болотникова
3) свержение Василия Шуйского с престола
4) поход Лжедмитрия I на Москву

В3.Установите соответствие между термином и его определением.

                      Термин                

Определение

1. Гетман

А) социальная группа общества, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями

2. Опричнина

Б) командующий вооруженными силами в Польше и Литве в XVI-XVIII вв.

3. Сословие

В) подать, взимаемая с кочующих племен в Сибири

4. Ясак

Г) система мер Ивана Грозного для борьбы с наследием феодальной раздробленности

 

 

Часть 3

Задания С1-С3 предусматривают развернутый ответ в свободной форме. Внимательно прочтите отрывок из исторического текста и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение знаний по курсу истории Российского государства.

«Накануне великого поста 1653г. он рассылает по всем церквам «Память», специальный указ, в котором в директивной форме, без объяснений предписывалось: «…не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны» и «ещё и тремя бы персты ести крестилися». «Память» вызвала сначала замешательство, а потом открытый протест «провинциальных боголюбцев».

С1. О каком событии идёт речь в отрывке? О каком историческом деятеле идёт речь в отрывке?

С2.  Используя текст отрывка и знания по истории приведите не менее трёх примеров церковных   традиций и обрядов, которые предполагалось изменить в ходе реформы.

С3. Кто возглавил протест «провинциальных боголюбцев»?